Авторская колонка Анны Завальской: "Мой мир никогда не будет прежным"

Начало зимы будет очень размеренным временем для большинства людей. Провести выходные дни с пользой и в удовольствие можно – стоит лишь придерживаться списка кинолент от певицы, поэтессы, телеведущей Анны Завальской. Специально для Fashion Talksss Анна подготовила смелую рецензию на фильм «Человек - швейцарский нож».

Еще пару дней назад я вынашивала в себе сразу несколько недавно просмотренных фильмов, о которых хотела написать свои рецензии. Я размышляла над каждым из них, подбирая нужные слова, пытаясь выстроить в голове свои мысли наиболее точно и уже была близка к тому, чтобы закрыть свой эпистолярный гештальт, но совсем неожиданно случился спонтанный просмотр фильма «Человек- швейцарский нож» и… все пошло не так!

Тут уместнее всего употребить фразу: «мир никогда не будет прежним»… Но, отбросив все предыдущие кино-впечатления, которые померкли и поблекли в сравнении с этим необузданным и на первый взгляд неадекватным арт-хаусом, я решила высказаться, чтобы и самой детально разобраться во всем, что свалилось на голову и скорее покончить с этим.

Конечно, даже по лаконичной и емкой аннотации к фильму можно было априори судить о том, что это кино, в котором диалог и взаимодействие героя происходит с …трупом, будет нафаршировано мерзостями и странностями, как рождественский гусь яблоками, но что оно окажется настолько специфическим, не имеющим аналогов или референсов, за которые можно ухватиться, как за спасительную соломинку, и что оно буквально вышвырнет тебя без какой-либо страховки за пределы твоего сознания на территорию мрачного бессознательного, - этого я никак не ожидала.

Этот фильм даже не на грани фола, это кино – тотальный фол за гранью.

У вас когда-нибудь было чувство, что вы смотрите что-то такое, что вызывает сильнейшее внутреннее отторжение и одновременно завораживает своим абсурдно-извращенным миром, которому позавидовали бы сам Беккет с Ионеско, владеет вашим мозгом настолько, что невозможно оторваться, застыв в немом оцепенении..

Но вы заинтригованы и невольно становитесь свидетелем разворачивающегося на экране безумия, словно сами оказались в голове психически нездорового персонажа и смотрите его глазами на мир, где грань между вымыслом и правдой почти полностью стерта. Все же, насколько удивительно свойства человеческого разума преобразовывать унылую реальность в спасительную иллюзию. Здесь нарушены все причинно-следственные связи и логика повествования. Все это похоже на бред в полусне… Героя-неудачника от суицида спасает выброшенный на берег необитаемого острова безжизненное тело… совместный психоделический трип этой маргинальной парочки в блестящем исполнении Пола Дано и Дэниела Редклифа, - это парадоксальный поиск выхода из предлагаемых обстоятельств и отчаянная попытка вернуться к жизни. Глядя на развитие этих болезненно-извращенных отношений, сложится устойчивое ощущение, что над вами решили цинично надругаться, насильно заставив испытывать столь неприятные чувства, анализировать которые лучше, как минимум, по Фрейду. Ну, а в конце прозвучит фраза-квинтэссенция, максимально точно характеризующая сам фильм и вашу естественную на него реакцию: «что за черт?»…

Я всегда скептически относилась к «сортирному» юмору и к шуткам категории «ниже пояса», потому что, как правило, это вульгарно и дешево. Но здесь происходит полный крах стереотипов: когда акцентуация и концентрация на «выхлопных газах», мастурбации и эрекции зашкаливает, - получается весьма неожиданный эффект. Здесь вся эта физиологичность развивает сюжет настолько бескомпромиссно, что впору потерять все привычные ориентиры и определения: что здесь смешно, что мило, что печально, что неприятно, что страшно или жутко…? Словно перед твоим носом кто-то тасует карты одной рукой с такой ловкостью и мастерством, что уже нельзя разобрать и определить, где какая масть. Не понятно даже, как классифицировать сам фильм по жанру: ромком, триллер, мюзикл, психодрама, черная комедия с тревожным привкусом зомби-хоррора, - весь этот сумасшедший синкертизм буквально взорвет ваш мозг, не сомневайтесь.

Это история о страхе перед смертью и еще большем страхе перед жизнью.. Фокус в том, что рассказ о простом и примитивном, незаметно переходит к необъяснимо сложному, - и поэтому прием со сверхмощным пердежом и указывающей подобно компасу эрекцией, как это ни парадоксально, оборачивается не пошлостью, а изящной оригинальной метафорой порывов души, которые нам приходится держать в себе, поскольку окружающими это зачастую воспринимается и оценивается, как нечто срамное и неприличное… Выходит, что лишая себя свободы самовыражения, сдерживая свои естественные потребности, мы превращаемся в лишенные жизни и смысла тела. И все это нестандартно упаковано в трогательный и даже местами романтичный гомонекросексуальный флер, где очевидная изобретательность авторской формы и необычайно красивая визуализация, подкрепленная гипнотизирующим саундтреком, превращают кино в настоящее постмодернистское произведение искусства и в итоге все вместе выглядит настолько безумно-феерично, что ты вдруг с досадой признаешь собственное фиаско: твое воображение и изобретательность фантазии никогда бы не сотворили ничего и близко подобного.

Сам фильм по сути оказывается тем швейцарским ножом, в котором очень глубокие подтексты открываются в самые неожиданные моменты и обнажают суть очень важных вопросов, от которых мы привыкли закомплексовано и стыдливо прятаться. Если хотите, это высший пилотаж «троллинга» нашего общества, в котором понятия, суждения, правила, рамки дозволенного, нормы поведения и прочее давно уже условны, но мы продолжаем слепо и инертно существовать в коллективном-бессознательном. Поэтому для меня фильм становится очевидным жизнеутверждающим гимном мизантропов и социофобов.

Особо впечатлительным зрителям можно пройти мимо, но тем, кто хочет испытать себя на прочность – добро пожаловать.